Программа деятельности РИП «Адаптивная модель инклюзивного образования в условиях массовой школы»
01.06.2024
Цели, задачи и основная идея инновационного проекта
01.06.2024
1.1. Цель проекта (программы) разработка модели и создание
системы инклюзивного образования,
способствующей сохранению здоровья и развитию творческого потенциала обучающихся
в условиях массовой школы.
1.2. Задачи предлагаемого проекта (программы) 1. Изучить нормативно-правовую документацию и проблемы
организации инклюзивного образования в стране, регионе, городе. 2. Разработать
модель, и внедрить в образовательный
процесс систему инклюзивного образования, способствующую сохранению
психического и физического здоровья обучающихся
в условиях массовой школы. 3. Проанализировать эффективность и жизнеспособность
предложенной модели инклюзивного образования.
1.3.
Идея инновационного проекта (программы).
Разработка и внедрение в массовой
школе без привлечение внешнего бюджетирования модели инклюзивного образования,
сохраняющей здоровье и развивающей индивидуальный творческий потенциал всех
субъектов образовательного процесса. Модель охватывает все группы условий,
необходимых для реализации инклюзивного образования.
1.4.
Обоснование
значимости инновационного проекта (программы) для развития региональной системы образования и возможности реализации в соответствии с законодательством об образовании Российской
Федерации, законодательством Свердловской области:
Согласно
данным за 2023 год в Свердловской области работает всего 64 государственные
образовательные организации, реализующие адаптированные основные
образовательные программы; 15 региональных ресурсных центров по поддержке детей
с ОВЗ. Более 28 тысяч детей школьного возраста Свердловской области относятся к
категории детей с ОВЗ. Из них порядка 16 тысяч детей обучается в отдельных
организациях и классах, реализующих АООП. Остальные 11 тысяч ребят должны получить качественное образование
в условиях массовой школы, что и составляет основу инклюзивного образования. Организация
инклюзивного образования в массовой школе, помимо реализации АООП, требует создания определенных условий,
способствующих не только сохранению здоровья, но и успешному развитию
социальной и творческой сфер обучающихся. В МАОУ СОШ №48 в настоящее время обучается
90 детей с ОВЗ. Созданная в МАОУ СОШ № 48 модель инклюзивного образования,
объединяющая все группы условий, поможет массовым школам успешно реализовать
инклюзивное образование, воспитание и развитие обучающихся с ОВЗ.
Уникальность
и инновационный потенциал проекта состоит в создании в массовой школе без
привлечения средств из Федерального бюджета доступной среды, сохраняющей здоровье и развивающей
индивидуальный творческий потенциал всех субъектов образовательного процесса:
каждого ребенка, каждого работника, каждого родителя.
1.5. Предложения по
распространению и внедрению результатов проекта
(программы) в массовую практику: установление и расширение
социального партнерства с различными образовательными организациями,
реализующими АООП, осуществляющими инклюзивное образование; разработка программ
дополнительного образования и внеурочной
деятельности, реализующих инклюзивное образование; участие в конкурсах,
проектах различного уровня; распространение опыта посредством проведения мастер-классов,
семинаров, открытых мероприятий на базе ОУ 48 и других учреждений; распространение опыта в печатных изданиях;
информирование общественности о реализации проекта на официальном сайте МАОУ
СОШ № 48 и организаций - партнеров.
1.6.
Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его (ее) реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного
беспечения: устойчивость
результатов проекта после окончания его реализации определяется следующим: в
рамках проекта произойдут изменения в образовательной системе школы, которые
обеспечат повышение качества образования и его доступности для обучающихся с
различными образовательными потребностями, в
т.ч. обучающихся с ОВЗ; обеспечено эффективное функционирование модели
инклюзивного образования в массовой школе, направленной на сохранение здоровья,
социальное и творческое развитие обучающихся; развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом,
развитие партнерства с учреждениями образования, реализующими АООП, социокультурной сферы будут способствовать
устойчивости результатов проекта. В настоящее время в МАОУ СОШ № 48 обучается 90
детей с ОВЗ, в 2022-2023 таких детей было 77, в 2021-2022 – 32. Как показывает
статистика, число детей с ОВЗ с каждым годом значительно увеличивается. Приведенные
статистические данные выступают гарантом устойчивости и перспективности
реализуемого в МАОУ СОШ № 48 и представленного в рамках инновационной
деятельности, проекта.