Положение об открытии и функционировании коррекционных классов в МАОУ СОШ № 48

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48
(МАОУ СОШ № 48)

ПОЛОЖЕНИЕ
об открытии и функционировании коррекционного
класса с реализацией адаптированных образовательных программ
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в условиях инклюзивного образования в МАОУ СОШ № 48

1.

Общие положения

Настоящее положение об открытии и функционировании коррекционного класса с
реализацией адаптированных образовательных программ для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (далее –
Положение) регулирует деятельность специального коррекционного класса, создаваемого
в ОУ в установленном порядке для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (ч.4 ст. 79 ФЗ273). Специальный
коррекционный класс является формой инклюзивного образования, позволяющего решать
задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к
школе.
Положение разработано на основании следующих нормативно – правовых актов:
 Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
1

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от
22.03.2021 г. №115;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –
инвалидами»;
 Приказ Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
(вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017г. №07-818 «О направлении Методических
рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
(вместе с «Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных
организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с у/о (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019г. №ТС-551/07 «О сопровождении
образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
 Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019гю №Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;
 Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020г. №Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в образовательной
организации».
Целью открытия специального коррекционного класса в условиях инклюзивного
образования является создание вариативных условий для реализации права детей с ОВЗ на
получение образования с учетом их психофизических особенностей (в соответствии с их
познавательными возможностями и способностями) в ОО по месту жительства.
Главной задачей класса в условиях инклюзивного образования является обеспечение
социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ средствами образования:
 оказание необходимой психолого-педагогической помощи;
 обеспечение коррекции основных недостатков в развитии ребенка;
 стимулирование способностей ребенка к самооценке;
 совершенствование знаний и навыков;
2



тренировка самостоятельности, формирование активной жизненной позиции,
необходимой для ориентации в социальной среде.
Необходимость открытия специального коррекционного класса для детей с
ограниченными возможностями здоровья вызвана трудностями в освоении адаптированной
основной образовательной программы/адаптированной образовательной программы в
условиях инклюзивного класса, нежеланием родителей (законных представителей)
направлять детей в специальные (коррекционные) школы, находящиеся на расстоянии,
психологическими особенностями развития данной категории.
2. Открытие и функционирование коррекционного
класса для детей с ОВЗ
Коррекционный класс (далее КК) для детей с ОВЗ комплектуется в ОО по мере
выявления таких обучающихся в ходе образовательного процесса, при зачислении
обучающихся с ОВЗ в ОО на основании заключения психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ПМПК) и функционирует в режиме двухгодичного обучения (первый
класс и первый дополнительный класс).
Коррекционный класс открывается приказом директора ОО по согласованию с
Департаментом образования Администрации г. Екатеринбурга с учётом мнения родителей
(законных представителей). Обучающиеся зачисляются в указанный класс без
дополнительного обследования, на основании заявления родителей (законных
представителей). При организации обучения в данном классе объединяются дети с ОВЗ,
имеющие рекомендации ПМПК для обучения по одной и той же адаптированной
образовательной программе (КК для обучающихся с ЗПР вариант 7.1,7.2).
На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья",
приложения N 7 «Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического
развития» вариант 7.1, 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является
достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов,
освоения программы коррекционной работы. Обучающиеся с ЗПР на ступени начального
общего образования сталкиваются со специфическими трудностями в овладении письмом,
чтением и счетом. Успешность овладения содержанием АООП НОО основывается на
достаточном уровне овладения этими навыками. Повторное обучение целесообразно
организовывать в первом дополнительном классе после прохождения программы первого
класса. Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), поступивших в 1 класс впервые, обучение в
коррекционном классе составляет два учебных года. Обучающиеся, прошедшие программу
первого класса, обучаются в коррекционном классе один год, реализуя программу первого
дополнительного класса.
Основанием для перевода обучающегося из коррекционного класса в
общеобразовательный класс в режиме инклюзивного обучения является положительная
индивидуальная динамика.
Количество классов и их наполняемость определяются локальным актом ОО,
исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их
3

численность в классе (группе) устанавливается в соответствии с санитарно –
эпидемиологическими правилами и нормативами (не более 12 человек). Количество детей
с разными заболеваниями в одном классе устанавливается в соответствии с СанПиН детей
с ОВЗ. Предельная наполняемость зависит от вида заболевания ребенка и варианта
образовательной программы. Согласно открытия класса коррекции на базе ОО его
предельная наполняемость 12 человек.
В случае отсутствия необходимого количества обучающихся, при наличии
согласия родителей (законных представителей) и соответствующего заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) с рекомендацией об
организации обучения по адаптированной образовательной программе, возможна
организация инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях разновозрастного
класса.
Прием (перевод, направление) обучающихся в класс (на другую программу
обучения) осуществляется только на основании заключения ПМПК и согласия родителей
(законных представителей) обучающихся в соответствии с Порядком приема граждан на
обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения.
Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного
изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в
школе создается школьный психолого – педагогический консилиум, деятельность которого
регулируется Положением о психолого-педагогическом консилиуме.
Руководитель общеобразовательной организации прогнозирует целесообразность
открытия специального коррекционного класса в следующем учебном году, для этого в
текущем учебном году:
- анализирует данные учета детей микрорайона школы, определяет количество
будущих первоклассников, детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих
детский сад;
- организует с согласия родителей (законных представителей) работу с
обучающимися, испытывающими сложности в освоении общеобразовательных программ,
педагога – психолога, учителя – логопеда с целью выявления детей с ОВЗ и направление их
на ПМПК;
- готовит докладную на имя руководителя Управления образования ВерхИсетского района с обоснованием необходимости открытия специального коррекционного
класса;
- обеспечивает создание необходимых условий (нормативно – правовых, кадровых,
программно-методических, материально-технических) для функционирования КК;
- информирует родителей (законных представителей) об особенностях
функционирования коррекционного класса. Докладная школы должна содержать:
- список обучающихся для зачисления в коррекционный класс;
- копии заключения ПМПК на каждого ребенка и заключение психолого –
педагогического консилиума ОО;
- копии заявления родителей (законных представителей) об организации обучения
детей в коррекционном классе;
- наличие в школе специальных условий для получения образования
обучающимися с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных
потребностей каждого ребенка.
4

3. Особенности организации образовательного процесса
В коррекционном классе содержание образования и условия организации обучения
определяются ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с ЗПР. ОУ самостоятельно
разрабатывает адаптированные основные образовательные программы / адаптированные
образовательные программы (АООП/АОП) на основе примерных АООП с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
АООП/АОП реализуется на основе специально разработанных учебных планов, которые
обеспечивают освоение образовательной программы с учетом особенностей и
образовательных потребностей обучающихся коррекционного класса.
При реализации образовательных программ могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение. Адаптированная основная общеобразовательная программа /
адаптированная образовательная программа реализуется через организацию урочной и
внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Внеурочная деятельность
состоит из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей учащихся
с ОВЗ, в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов
предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности,
остальное – на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их
физиологических потребностей. Коррекция нарушений и связанных с ними особенностей
развития обучающегося осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках.
Внеклассных и других мероприятиях. Комплексное психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся в коррекционном классе обеспечивается деятельностью
психолого-педагогического консилиума. Специалисты, не работающие в данном ОУ,
привлекаются для работы в консилиуме по договору сетевого взаимодействия.
Образовательный процесс для обучающихся в коррекционном классе
осуществляется в первую смену по режиму продленного дня с организацией двухразового
горячего питания, необходимых оздоровительных мероприятий, с учетом физического и
психического здоровья детей. Реабилитационно – коррекционные мероприятия могут
реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной
деятельности. Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40
минут. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 20 минут. ОУ на период обучения предоставляет обучающимся с ОВЗ
учебники и учебные пособия (в бумажном или электронном виде), справочную и другую
литературу, имеющуюся в библиотеке ОО. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР
предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений
здоровья. С учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на
бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы
коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.
4. Кадровое обеспечение
В коррекционном классе работают учителя и специалисты, имеющие опыт работы в
школе из числа педагогических работников, оказывающих методическую, психолого5

педагогическую, логопедическую, диагностическую, консультативную и техническую
помощь, необходимую для освоения АООП/АОП и прошедших специальную подготовку и
переподготовку. Руководство деятельностью данного класса осуществляет заместитель
директора по УВР, согласно приказа ОУ. Заместитель директора по УВР:
• организует работу психолого-педагогического консилиума;
• оказывает систематическую организационно-методическую помощь педагогам в
определении направлений и планирования работы в коррекционном классе;
• обеспечивает разработку АООП/АОП;
• осуществляет контроль за разработкой и реализацией коррекционно – развивающей
программы учителя, педагога – психолога, учителя – логопеда и других специалистов (в
зависимости от категории учащихся в классе);
• осуществляет мониторинг эффективности функционирования коррекционного класса;
• анализирует результаты функционирования коррекционного класса.
Директор
общеобразовательной организации:
• обеспечивает создание необходимых условий для функционирования коррекционного
класса;
• осуществляет прием обучающихся в специальный коррекционный класс;
• осуществляет контроль работы педагогов и заместителя директора по учебно –
воспитательной работе;
• несет ответственность за комплектование и функционирование класса.
Педагогическим работникам, специалистам, работающим в коррекционном классе,
положено установление надбавок к заработной плате в соответствии с Положением об
плате труда МАОУ СОШ № 48. Классному руководителю производится доплата за
классное руководство в полном объеме. Методическая помощь педагогам, работающим в
КК, оказывает методическая служба и школьный психолого-педагогический консилиум.
Оплата труда педагогических работников, работающих в коррекционном классе,
производится в соответствии с действующими нормами.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».