УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Приложение к адаптированной образовательной программе начального общего
образования МАОУ СОШ № 48 для обучающихся расстройством аутистического
спектра (варианты 8.1., 8.2., 8.3)
Екатеринбург, 2025
АООП НОО обучающихся с РАС может включать как один, так и несколько учебных
планов. Для развития потенциала тех обучающихся с РАС, которые в силу особенностей
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
Учебный план обеспечивает в случаях предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования1 возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и
устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Для первой ступени общего образования обучающихся с РАС представлены
следующие варианта примерного учебного плана:
вариант 1 — для образовательных организаций, в которых обучение в течение 5-ти
лет ведётся на русском языке;
вариант 3 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся в
течение 6-ти лет на русском языке;
Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.2.) обучающимися с РАС составляют 5 лет
или 6 лет (включая один первый или два первых дополнительных класса).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования
составляет 34 недели, в 1 и первых дополнительных классах — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение
года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 35—40 минут (по решению
образовательной организации). При определении продолжительности занятий в 1-х классах
используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре −
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый;
январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);2
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области
«Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык»,
в результате изучения которого у обучающихся с РАС будут сформированы первоначальные
представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут начальный опыт использования
иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента
познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения
1
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»)
2
П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается со 3го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету
«Иностранный язык» класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях.
Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые занятия – 35-40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов,
за 6 лет – более 4478 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет − 1680 часов (2016 часов за 6 лет), из них не менее 850 ч. (1010 ч. за 6
лет) приходится на коррекционно-развивающее направление.
Недельный учебный план начального общего образования
для обучающихся расстройствами аутистического спектра (вариант 8.1)
Предметная область
I класс
II класс
III класс
IV
класс
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
2
2
2
6
Учебные предметы
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
_
_
_
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Адаптивная
физическая культура
2
2
2
2
8
Часть, формируемая
участниками
образовательного
процесса
Шахматы
1
1
1
0
3
21
23
23
23
90
Коррекционно — развивающие занятия
6
6
6
6
24
Психокоррекционные занятия
1
1
1
1
4
Логопедические занятия
2
2
2
2
8
Занятия с педагогом — дефектологом
2
2
2
2
8
Ритмика
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
16
Итого:
Коррекционно —
развивающая область
Недельный учебный план начального общего образования
для обучающихся расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)
Предметная
область
I класс
I класс
доп.
II
класс
III
класс
IV
класс
Всего
Русский язык
5
5
5
5
5
25
Литературное
чтение
4
4
4
4
4
20
1
1
2
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Иностранный язык
_
_
_
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
4
20
Обществознание
и естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Основы
религиозных
культур и светской
этики
_
_
_
_
1
1
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
5
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
1
5
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
2
2
2
2
2
10
1
1
1
1
0
3
21
21
21
22
22
107
6
6
6
6
24
Часть,
формируемая
участниками
образовательного
процесса
Шахматы
Итого:
Коррекционно —
развивающая
область
Коррекционно — развивающие занятия
Психокоррекционные занятия
1
1
1
1
1
4
Логопедические занятия
2
2
2
2
2
8
Занятия с педагогом — дефектологом
2
2
2
2
2
8
Ритмика
1
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
4
16
10
10
10
10
10
50
Итого:
Недельный учебный план начального общего образования
для обучающихся расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Предметная
область
Учебные
предметы
I
класс
I класс
доп.
I класс
доп.
III
класс
III
класс
IV
класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Русский язык
2
2
3
3
3
3
16
Литературное
чтение
2
2
3
4
4
4
19
Математика и
информатика
Математика
3
3
3
4
4
4
21
Обществознани
еи
естествознание
Окружающий
мир
2
2
2
1
1
1
9
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
1
6
Изобразительно
е искусство
1
1
1
1
1
1
6
Технология
Труд
(технология)
1
1
1
1
1
1
6
Физическая
культура
Адаптивная
физическая
культура
2
2
2
2
2
2
12
14
14
16
17
17
17
95
Коррекционно — развивающие
занятия
6
6
6
6
6
6
Психокоррекционные занятия
1
1
1
1
1
1
5
Логопедические занятия
2
2
2
2
2
2
12
Занятия с педагогом —
дефектологом
2
2
2
2
2
2
12
Ритмика
1
1
1
1
1
1
6
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
4
4
24
10
10
10
10
10
10
60
Итого:
Коррекционно
— развивающая
область
Итого:
36