РП_Искусство устной и письменной речи(СОО)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48
РАССМОТРЕНО:СОГЛАСОВАНО:
На заседании ШМОЗаместитель директора

/^иректор МАоу СОШ №48

Протокол №1 от 28.08.2025 г.

(О.С.Воротникова)8.2025 г.
Н. Ю. Цибарт

ПРИЛОЖЕНИЕ
к образовательной программе среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса Искусство устной и письменной речи
для обучающихся 11 классов
(среднее общее образование)

Екатеринбург, 2025 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны уметь:
• строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в
соответствии с целями, содержанием и адресатом;
• грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
• вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
• создавать тексты различных стилей и жанров;
• владеть различными видами монолога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
• соблюдать нормы построения текста;
• адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского
литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные,
этикетные);
• уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; осуществлять речевой самоконтроль;
• оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты и исправлять их;
• совершенствовать и редактировать собственные тексты. Учащиеся должны владеть
навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения;
соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс (34 часа)
Функциональные разновидности русского языка (16 часов)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного
русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного
стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный
стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия,
реферат, тезисы, конспект, беседе, дискуссия. Культура учебно-научного стиля (устная и
письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
официально-делового стиля: точность, наличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма
делового документа (устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: сочетаемость экспрессивности и стандарта, логичности и образности,
эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности
публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность ( владение
нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции

и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (
соответствие слов и выражений целям произнесениям речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной
речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные
средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое
использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других
функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности ( 6 часов)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно-ориетировочная,
планируемая, исполнительная, контрольная.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения
(ознакомительного, изучающего, просмотрового и других)в зависимости от коммуникативной
задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая
СМИ и интернет-ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных
целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в
скрытой форме; овладение приёмами, повышающей эффективность слушания устной
монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические
высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую
речь, вступление в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддерживания или
завершения разговора. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его
языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (12 часов)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость
голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника на слуховое и зрительное
восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы,
прерывность речи - типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как
разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных
ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ
(краткий и развёрнутый)на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного
высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли
(буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. п. формы письменных высказываний и их признаки:
письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения ( разные типы),
конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон,
компьютер, телефакс, электронная почта и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№
п/п

1.

2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.

Тема

Колво
часов
Функциональные разновидности русского языка
16
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
1
разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные
разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость,
объективность изложения.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,
сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).

1

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально- делового стиля.
Контрольная работа по теме «Научный и официально-деловой стили»
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки публицистического стиля.
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи.
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей
современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Широкое использование изобразительно-выразительных средств в текстах
художественного стиля.
Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка».
Виды речевой деятельности.
Речь как деятельность.
Фазы речевой деятельности.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение,
письмо.

1

Чтение как вид речевой деятельности. Приёмы работы с учебной книгой и
другими информационными источниками.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.
Говорение как вид речевой деятельности. Письмо как вид речевой деятельности.
Контрольная работа по теме «Виды речевой деятельности.
Особенности устной и письменной речи.
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр,
громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
12
1

24.
25.
26.

слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную
реакцию слушателя.
Диалог и монолог как разновидности устной речи.
Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению
устного высказывания.

1
1
1

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского
искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи
мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное
восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата;
возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п.
Формы письменных высказываний и их признаки.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению
письменного высказывания.
Образцы русской письменной речи.

1

32.

Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон,
мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.).

1

33.
34.

Контрольная работа по теме «Особенности устной и письменной речи».
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических чатах Интернета.

1
1

27.
28.

29.
30.
31.

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».