Ресурсный класс
15.09.2021
Ресурсный класс МАОУ СОШ № 48
22.06.2021
Ресурсная комната в МАОУ СОШ № 48 — специально оборудованный класс, где у ребенка есть свое рабочее место со всем необходимым оборудованием для занятий, рассчитана на занятия с детьми, в основном, младшего школьного возраста до 5 человек одновременно.
В ресурсной комнате имеются методические и дидактические материалы, развивающие игры, видеоматериалы – то, что помогает педагогам включать обучающихся с особыми образовательными потребностями, или детей, испытывающих трудности в обучении в общеобразовательный процесс школы.
Занятия в ресурсной комнате способствуют снижению беспокойства, тревожности, страхов у детей, а также помогает им в дальнейшем самостоятельно организовать свою деятельность с минимальной поддержкой взрослого, восстанавливается ресурс для дальнейшей коллективной образовательно-социальной деятельности вместе со всеми школьниками.
В ресурсной комнате у обучающихся есть возможность выполнять определенные задания в максимально комфортной для них обстановке, отдохнуть в релаксационной зоне, если они устанут во время занятия, и даже поиграть в специально оборудованной игровой зоне.
Показания к занятиям в ресурсной комнате.
- различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
- задержки психомоторного и речевого развития;
- детей с РАС;
- ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата;
- адаптационные расстройства (например, при поступлении в школу);
- явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);
- нарушения эмоциональной сферы (тревожность, страхи, замкнутость);
- различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.
Назначение ресурсного класса
22.06.2021
Согласно «Закону об образовании»
первостепенной задачей сегодня является обеспечение реализации права каждого
ребенка на получение качественного образования, в том числе и посредством
введения инклюзивного образования в практику общеобразовательных школ. Важно
понимать, что инклюзивный подход в образовании сегодня предполагает не только
создание необходимых специальных технических условий (пандус, санузел для детей
с ОВЗ) для обучения и воспитания детей данной категории, но и обеспечение
соответствующей благоприятной и комфортной атмосферы для совместного обучения
детей с ОВЗ и детей-инвалидов и их здоровых сверстников в условиях школьной
среды.
Одной из таких интегрированных зон
взаимодействия всех категорий обучающихся в рамках школьного пространства в
МАОУ СОШ № 48 с 2019 года в рамках реализации программы «Доступная среда»,
выступает специально оснащенное помещение, с сенсорным и учебным оборудованием,
часто обозначаемая в психологической литературе Монтессори среда (Светлая
сенсорная комната или ресурсная комната). Посетителями ресурсной комнаты
являются обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью и дети с нарушением сенсорной
интеграции, также первоклассники в период адаптации к школе.
Ресурсная комната МАОУ СОШ № 48
используется и как дополнительный инструмент в психолого-педагогической работе
с «особыми детьми» и их здоровыми сверстниками, так и самостоятельное средство
коррекции отдельных сторон психического развития детей с ОВЗ и детей с
нарушением сенсорной интеграции. Главная цель работы в ресурсной комнате - это
сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с
помощью мультисенсорной среды. Занятия в ресурсной комнате помогают решать
задачи, связанные с: психоэмоциональным состоянием обучающихся; коррекцией
нарушений в эмоционально-волевой сфере; развитием познавательных процессов и их
интереса к исследовательской деятельности; стимуляцией ослабленных сенсорных
функций (зрение, осязание, слух и т.д.); развитием общей и мелкой моторики,
корректировкой двигательных нарушений; развитием опыта социального
взаимодействия и коммуникативной сферы; профилактикой психофизических и
эмоциональных нагрузок детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации, с
нарушениями в поведении. В целом занятия в ресурсной комнате способствует
укреплению адаптационных возможностей и достижению состояния
психоэмоционального комфорта, как у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, так и их
здоровых сверстников
Специально организованная среда
ресурсной комнаты в рамках реализации поставленных задач работы с обучающимися
с ОВЗ и инвалидностью делится на 4 рабочих зоны с обучающимися и 2 рабочих зоны
педагога-психолога (рабочая зона для организационно-методической работы и
консультационная зона).
Рабочие зоны с обучающимися включают:
· I – Зона
развивающего обучения («Развиваемся играя»). Данная зона оснащена множеством
методических и дидактических материалов и развивающих игр: набор «Нумикон для
специалистов. 1 уровень», Нумикон. Малый набор палочек Кьюизенера, набор
«Геометрические формы в перспективе», игра развивающая геометрическая «Форма,
размер, цвет», развивающая игра «Гонщик» и «Скалолазы». Методический
инструментарий фирмы KUMON, рабочие тетради и прописи по развитию
межполушарному взаимодействию, развитию внимания детей 7-9 лет, тренажеры
«Ручка-самоучка» для детей и взрослых, правшей и левшей, 3 вида альбома «PECS»
+ наборы карточек на липучках («Цифры 24»), («Действия 72»), («Школа 24»),
папка- флипчарт «Сейчас-потом». Вспомогательным техническим оборудованием в
данном зоне является система видеоконференцсвязи, аппаратно-программные
комплексы (3 вида): для детей с ОПА (ДЦП); для слабовидящих детей; для
слабослышащих детей и детей с нарушениями речи. Также стул подростковый
ортопедический и парта для детей с ДЦП.
· II – Зона художественно-эстетического
развития. В данной зоне представлены: прозрачный мольберт для рисования,
световой стол для рисования песком, планшет с подсветкой «ИНТЕРЕС» для
рисования, песок кинетический с формочками. материалы для детского творчества
(краски акварельные, альбомы, цветные карандаши, восковые мелки, пластилин).
· III – Зона
коррекционно-развивающего развития. Данная зона представлена специализированным
сенсорным оборудованием: акустические тактильно-развивающие панели: большие (2
вида) и малые: двусторонняя «Елочка», «Лабиринт-колесо», «Замочки»,
утяжелители: одеяло, подушка, шарф детский; сенсорное яйцо размер L, носок Совы
детский - Соволет, доска совы, балансатор детский, дорожка сенсорная 8 модулей,
· IV – Зона
психологической разгрузки или зона отдыха. Данная зона оснащена следующим
оборудованием: сухой бассейн с цветными шариками, детское складное кресло
«ТРАНСФОРМЕР», воздушно-пузырьковая трубка «Ручеек», зеркальное панно с
фиброоптическими нитями «Разноцветный дождь», зеркальный шар, мягкая форма
«Пуфик 50», различные массажные изделия: коврик, кольцо, мячи надувные и
твердые, дорожка сенсорная.
Основными методами работы в ресурсной
комнате являются: дидактические игры и различного рода игровые упражнения;
дыхательные упражнения; релаксационные упражнения с помощью светового,
звукового оборудования, специализированных мебельных модулей; беседы и
сказкотерапия; наблюдения; аромотерапия и музыкотерапия. Возможности
использования оборудования и дидактического материала, представленные в
ресурсной комнате не ограничиваются практическим применением в обозначенных
зонах развития т.к. ресурсная комната благодаря полисенсорному воздействию на
органы чувств ребенка (светом, звуком, цветом, запахами, тактильными ощущениями
и т.д.) создает необходимую интерактивную мультифункциональную среду для
разностороннего развития, что способствует благоприятному воздействию на
процесс обучения и развития посредством активного сенсорного воздействия и
повышения уровня информированности об окружающем мире.
Таким образом, ресурсная комната в
рамках школы в современной практике работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью
выступает одним из видов современных методов здоровьесбережения, ведь
сохранение и укрепление психического здоровья детей – это проблема, которая
остается быть актуальной для современного общества.
Деятельность тьюторов в ресурсном классе
08.09.2021
Ресурсный класс в МАОУ СОШ был открыт в 2019 году с целью
создания условий для образования и социализации детей с расстройствами
аутистического спектра ( РАС), для формирования благоприятного общественного
климата для детей с РАС и норматипичных детей, для решения задач поставленных
государством , связанных с проблемой РАС.
Тьюторы ресурсного
класса используют в своей работе теоретические и методические основы
прикладного анализа поведения обучающихся с РАС, отбирают актуальные методические
материалы для тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в процессе
образования, создают предметно-развивающую среду , занимаются проектированием
образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме. Тьюторы
предоставляют обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его
возраста и индивидуальных особенностей, а также организовывают различные формы
доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом и навыками.
Наши тьюторы
постоянно обновляют свои знания по применению актуальных методов и подходов в
прикладном анализе поведения, их внедрения в повседневную работу с обучающимися
с РАС.