Учебный план АООП НОО для обучающихся с НОДА на 2025-2026 уч.год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Приложение к адаптированной образовательной программе начального общего
образования МАОУ СОШ № 48 для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (варианты 6.1.. 6.2.)

Екатеринбург, 2025

Учебный план начального общего образования обучающихся с НОДА (далее –
учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений
внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования детей с НОДА может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования детей с НОДА определяет образовательная
организация.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования1, возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть примерного учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
1

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»)

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность,
практические занятия, экскурсии и т. д.).
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов,
курсов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
НОДА, приведены в разделе «Рабочие программы учебных предметов» примерной
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с НОДА и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или
физическом развитии;
- учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с НОДА, в том
числе этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные
занятия и др.).
Коррекционно-развивающая область учебного плана реализуется через учебные
предметы, включающие в себя систему фронтальных и индивидуальных занятий с
обучающимися.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно- спортивное).
Организация

занятий

по

направлениям

внеурочной

деятельности

является

неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.
Образовательные организации

предоставляют

обучающимся

возможность

выбора

широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Одно из направлений внеурочной
деятельности – проведение коррекционно-развивающих занятий, которые являются
обязательными

для

обучающихся

с

НОДА.Чередование

учебной

и

внеурочной

деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при

определении

объёмов

финансирования,

направляемых

на

реализацию

основной

образовательной программы.
Образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная
или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность
учебной недели составляет 5 дней.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет
34 недели, в подготовительных и 1 классах – 33 недели. Продолжительность каникул в
течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом –не менее 8 недель.
Для обучающихся в подготовительных и 1 классах устанавливаются в течение года
дополнительные

недельные

каникулы.

Продолжительность

урока

составляет:

в

подготовительных и 1 классах – 35 минут; во 2-4 классах – 35-45 минут (по решению
образовательной организации).
Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
составлять:
- для обучающихся подготовительных и первых классов – не более 4 уроков, и один
день в неделю – не более 5 уроков с учетом урока физической культуры;
- для обучающихся вторых – четвертых классов – не более 5 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах –
1,5 ч., в 4-х – 2 ч.
Обучение в подготовительных и первых классах осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения.
При обучении по адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования школьники с НОДА обучаются в условиях специального
малокомплектного класса для детей с двигательными нарушениями и сходными
образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может
превышать 10 детей; в классах для детей с множественными нарушениями развития – до 5
детей.

Предметы (курсы) коррекционно-развивающей направленности (индивидуальные и
групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной
коррекции. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционноразвивающие занятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также
способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно
и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают:
занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по
коррекции и развитию когнитивных функций.
Группы
двигательных

комплектуются с
и

других

учетом однородности

нарушений.

и выраженности

Наполняемость

групп

–

2-4

речевых,
учащихся.

Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут, занятий по ЛФК
– до 45 минут.
Коррекционно-компенсаторный

подход

реализуется

всеми

участниками

образовательного процесса. Ведущими специалистами при этом являются врачи, учителя
АФК и инструкторы ЛФК, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи,
которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции развития ребенка и
проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по
включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
В

коррекционно-развивающей

области

учитывается

специфика

контингента

учащихся, ее содержание направлено на коррекцию психофизического развития личности,
создание

компенсаторных

и

социально-адаптационных

способов

деятельности.

Коррекционно-развивающая область может быть представлена курсами, направленными на
развитие ощущений, ориентировки в пространстве.
Коррекция и компенсация двигательных расстройств обучающихся реализуется под
контролем руководителя физического воспитания, учителями АФК. Ежедневно занятия
физкультурой

чередуются

с

общеобразовательными

уроками.

В

расписании

дополнительно(помимо 3 обязательных уроков физкультуры в неделю) могут быть
предусмотрены занятия, обеспечивающиеежедневную организацию динамических и/или
релаксационных пауз между уроками в зависимости от структуры и степени тяжести
индивидуального двигательного дефекта за счет часов внеурочной деятельности.

Индивидуальные занятия по АФК и ЛФК обеспечивают коррекцию индивидуального
двигательного дефекта. Количество часов на каждого учащегося определяется медицинской
службой в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 час/нед.).

Примерный учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.)
годовой
Предметные
области

Количество часов в неделю

Учебные предметы
Подгот
.

I

II

III

IV

Всего

Русский язык

132

132

136

136

136

672

Литературное чтение

132

132

136

136

136

672

68

68

68

204

Обязательная часть
Филология

Иностранный язык
Математика

132

132

136

136

136

672

Окружающий мир
(человек, природа,
общество)

33

66

68

68

68

371

ОРКСЭ

-

-

-

-

34

34

Музыка

33

33

34

34

34

168

Изобразительное
искусство
Труд

33

33

34

34

34

168

33

33

34

34

34

168

Физическая культура
(адаптивная
физическая культура)
Итого:

99

66

68

68

68

369

627

627

714

714

744

3498

0

33

34

34

0

101

Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

693

693

782

782

782

3732

Внеурочная деятельность

330

330

340

340

340

1680

коррекционно-развивающая работа:

165

165

170

170

170

840

индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия

165

165

170

170

170

840

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Искусство

Технология
Физическая
культура

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе
Шахматы

другие направления внеурочной
деятельности

165

165

170

170

170

840

Всего к финансированию

1023

1023

1122

1122

1122

5412

Примерный учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с НОДА (вариант 6.2.)
недельный
Предметные
области

Количество часов в неделю

Учебные предметы
Подгот
.

I

II

III

IV

Всего

Русский язык

4

4

4

4

4

20

Литературное чтение

4

4

4

4

4

19

2

2

2

6

Обязательная часть
Филология

Иностранный язык
Математика

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир
(человек, природа,
общество)

1

2

2

2

2

9

ОРКСЭ

-

-

-

-

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное
искусство
Труд

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

Физическая культура
(адаптивная
физическая культура)
Итого:

3

2

2

2

2

11

19

19

21

21

22

104

Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса
при 5-дневной неделе: Шахматы

0

1

1

1

0

3

Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

10

50

коррекционно-развивающая работа:

5

5

5

5

5

25

индивидуальные и групповые
коррекционно-развивающие занятия

5

5

5

5

5

25

Математика
и информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Искусство

Технология
Физическая
культура

1

другие направления внеурочной
деятельности

5

5

5

5

5

25

Всего к финансированию

31

31

33

33

33

161


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».