МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ЕКАТЕРИНБУРГА
МАОУ СОШ № 48
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
[рук. МО нач.кл.]
[Зам.директора по УД]
____________________
____________________
[Евдокимова Л.М]
[Оборина В.М..]
Приложение
к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с
расстройством аутистического спектра (РАС)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
Екатеринбург, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1598), АООП НОО обучающихся с РАС и учебного плана МОУ СОШ № 48 , на основе рабочей программы, взятой из комплекта
ПРИМЕРНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ И КОРРЕКЦИОННЫМ КУРСАМ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАР, 8.3) (fgosreestr.ru, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Данная программа реализуется на основе следующих УМК:
- Музыка. 1 дополнительный класс - И.В. Евтушенко, М., Просвещение
- Музыка. 1 дополнительный класс- И.В. Евтушенко, М., Просвещение
- Музыка. 1 класс- И.В. Евтушенко, М., Просвещение
- Музыка. 2 класс. - И.В. Евтушенко, М., Просвещение
- Музыка. 3 класс. - Музыка. 4 класс. Количество часов на изучение дисциплины - 300 часов
Количество часов:
1 дополнительный класс: 66 часов в год, в неделю – 2 часа
1 дополнительный класс: 66 часов в год, в неделю – 2 часа
1 класс: 66 часов год, в неделю – 2 часа
2 класс: 34 часа в год, в неделю – 1час
3 класс: 34 часа в год, в неделю – 1час
4 класс: 34 часа в год, в неделю – 1час
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
1 дополнительный класс
-формирование образа себя, осознание себя как ученика
-развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
1 дополнительный класс
-формирование образа себя, осознание себя как ученика
-развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
1 класс
--наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений;
-наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности
-положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
-готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной
деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
-готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми(с помощью педагога);
-наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей.
2 класс
--формирование образа себя, осознание себя как ученика
--развитие элементарных представлений об окружающем мире;
--воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
--формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других
людей
3
-формирование образа себя, осознание себя как ученика
-развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
класс
-формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
-включение в социокультурную среду с помощью выступлений за пределами образовательного учреждения
4 класс
-осознание себя как гражданина России;
-формирование чувства гордости за свою Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1 дополнительный класс
−
−
−
−
−
Минимальный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);
пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным сопровождением;
наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки
различие вступления, окончания песни
Достаточный уровень:
− определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой
− самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения
− одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
− правильное формирование при пении гласных звуков;
− наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные
ложки);
− различение разнообразных по характеру и звучанию песней
− различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
1 дополнительный класс
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Минимальный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);
пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным сопровождением;
наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки
различие вступления, окончания песни
Достаточный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой
самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения
одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
правильное формирование при пении гласных звуков;
наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные
ложки);
различение разнообразных по характеру и звучанию песней
различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
1 класс
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;
различение песни, танца, марша;
Достаточный уровень:
− определение содержания знакомых музыкальных произведений;
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро,
умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
− определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
2 класс
Минимальный уровень:
−определение содержания знакомых музыкальных произведений;
−представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
−пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
−совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
−передача мелодии песни в диапазоне ре1-ля1;
−различение песни, танца, марша;
Достаточный уровень:
−определение содержания знакомых музыкальных произведений;
−представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
−пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
−самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него
−выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
−правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
−правильная передача мелодии в диапазоне ре1-ля1;
−различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
−различение песни, танца, марша
−различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
−передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом)
−знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
−определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
3 класс
Минимальный уровень:
−
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
−
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
−
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
−
совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
−
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;
−
различение песни, танца, марша;
−
выполнение общеразвивающих движений с помощью взрослого
Достаточный уровень:
−
различать высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
−
музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка);
−
правильно сидеть или стоять при пении
−
петь спокойно, артикулируя гласные звуки
−
двигаться в соответствии с характером музыки
−
определять силу звучания: громко – тихо
−
пользоваться приёмами игры на детских ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, маракас
−
учащиеся ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
−
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
−
выполнять игровые и плясовые движения;
−
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
4 класс
Минимальный уровень:
-понимание роли музыки в жизни человека;
-овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
элементарные эстетические представления;
-эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений;
-сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
-способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
-умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием;
-способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
-владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены,
спокойного певческого дыхания);
-умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
-овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно-шумовых);
-наличие элементарных представлений о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
-понимание роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
-овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,
в том числе на материале музыкальной культуры родного края
-эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных
произведений;
-умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
-владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
-владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого
дыхания), выразительное исполнение песен;
-умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного
характера;
-умение использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации;
-умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Группа БУД
Личностные учебные
действия
Коммуникативные
учебные действия
Учебные действия и умения
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Регулятивные
учебные
действия
Познавательные
учебные действия
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1 дополнительный класс
№
п/п
Раздел
1.
Хоровое пение
2.
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
Кол-во
содержание курса
часов
(год)
На
Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
каждом Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием дидактического
уроке
материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.)
18 ч
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными
упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к
пению одноклассников на примере разучиваемых песен
На
Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
каждом Знакомые попевки различать при выборе из двух
уроке
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.
16 ч
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.
3.
Игра на
инструментах
детского
шумового
оркестра
4.
Музыкально –
ритмические
движения
На
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки:
каждом « стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник)
уроке
Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают.
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег,
14 ч
марш под бубен, треугольник, барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой
сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны,
металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки,
рубель
На
Формирование навыка построения в круг
каждом Движения в кругу: Хоровод спокойным шагом
уроке
Быстрый шаг по кругу со сменой направления.Выставление ноги на пятку, на носок
18 ч
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу.Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
1 дополнительный класс
№
п/п
1.
Раздел
Хоровое пение
Кол-во
содержание курса
часов
(год)
На
Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
каждом Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием
уроке
дидактического материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.)
18 ч
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными
упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться
к пению одноклассников на примере разучиваемых песен
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
На
каждом
уроке
3.
Игра на
инструментах
детского
шумового
оркестра
4.
Музыкально –
ритмические
движения
На
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию
каждом музыки: « стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник)
уроке
Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие
слушают.
14 ч
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу,
бег, марш под бубен, треугольник, барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой
сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны,
металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые
трещётки, рубель
На
Формирование навыка построения в круг
каждом Движения в кругу:Хоровод спокойным шагом
уроке
Быстрый шаг по кругу со сменой направления. Выставление ноги на пятку, на носок
18 ч
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу. Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
2.
16 ч
Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
Знакомые попевки различать при выборе из двух
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.
1 КЛАСС
№
п/п
1.
Раздел
Хоровое пение
Кол-во
часов
содержание курса
На
Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание»
каждом Пение гласных звуков с логопедическими жестами
уроке
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными
упражнениями
18 ч
работа над певческим дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
2.
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах;
развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между
фразами;
развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
Закрепление навыка пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки,
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными
спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки);
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного развитие умения мягкого,
напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого голоса к напевному
исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние,
низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него,
прислушиваться к пению одноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно
тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1
– ля1, ре1 – си1, до1 – до2;
Развитие навыка умения слушать музыку,
На
каждом развитие адекватной реакции на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
уроке
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений;
16 ч
развитие эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведения различных
музыкальных жанров, разных по своему характеру;
развитие умения передавать словами примерное содержание музыкального произведения;
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш,
3.
Игра на
инструментах
детского
шумового
оркестра
танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия);
развитие умения самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению;
формирование знаний о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер, музыкант,
певец);
развитие умения выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении;
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
формирование представлений о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных коллективах
(ансамбль, оркестр);
Формирование представлений о музыкальных инструментах и их звучании
На
каждом Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон, триола,
уроке
детские саксофон и кларнет, треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки,
детский баян и аккордеон и др.
14 ч
Обучение игре на металлофоне, учитывая правильные приемы звукоизвлечения. (Ударный молоточек,
лежащий на указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара
нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточек держится
слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим,
жестким. Удар наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних пластинок. В
таком случае звук получается чистый, звонкий.) обучение игре на маракасах, румбе, треугольнике,
трещотках, кастаньетах
формирование умения слушать музыкальное сопровождение на фортепиано,
формирование умения передавать ритмический рисунок произведения.
(На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по треугольнику наносят спокойные удары
палочкой посередине горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаются
пальцем.)
Формирование навыка игры на трещотке, состоящей из деревянных пластин,
(ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук).
Обучение игре на кастаньетах
(обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся
учатся брать инструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук
от такого игрового приема становится более приглушенным, но и более четким, ритмичным)
Обучение игре на бубне
(кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутой мембраны или по краям обруча)
Обучение игре на триоле, детском саксофоне, блок - флейте или кларнете
(обучение правильному расходованию дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и
интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с
4.
Музыкально –
ритмические
движения
одновременным нажатием на нужную дырку, кнопку или клавишу. Перед игрой у каждого духового
инструмента мундштук обязательно протирается влажной салфеткой)
Развитие навыка хорошо помнить мелодию, уметь пропеть звуки мелодии голосом
На
Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение.
каждом Ходьба и бег по ориентирам. Построение и перестроение
уроке
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Ритмико-гимнастические
18 ч
упражнения. Общеразвивающие упражнения . Упражнения на координацию движений
Упражнения на расслабление мышц. Ритмические движения в соответствии с различным характером
музыки. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов)
Музыкальные игры с предметами.Игры с пением или речевым сопровождением
Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями
2 класс
№
Раздел
п/п
1.
Хоровое пение
Кол-во
часов
(год)
содержание курса
На
Формирование вокально-хоровых навыков. Распевки в диапазоне квинты (на пяти звуках мажора).
каждом Умение соблюдать певческую установку: сидеть и стоять не напрягая корпус. Умение брать дыхание
уроке
спокойно, без поднятия плеч. Понимание дирижёрских жестов: внимание, вдох, начало, окончаниепения.
Примерный материал для пения: На горе-то калина. Русская народная песня. Каравай. Русская народная
10ч
песня. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта. Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева. Улыбка из
мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Если добрый ты. Из
мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Развитие умения
слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению
одноклассников на примере разучиваемых песен
2.
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
На
Ознакомление с темпами: умеренно, быстро, медленно. Ознакомление с характером звучания: весело,
каждом грустно. Ознакомление с характером голосоведения: плавно, отрывисто. Формирование восприятия
уроке
динамических оттенков: громко, тихо, умеренно громко. Знакомство с музыкальными инструментами:
8ч
фортепиано, скрипка, гитара, Примерный материал для слушания: Л. Боккерини. Менуэт. С. Прокофьев.
Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк». П. Чайковский «Детский альбом» (по выбору)
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Колыбельная Медведицы. Из
мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
3.
Игра на
инструментах
детского
шумового
оркестра
4.
Музыкально –
ритмические
движения
На
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию
каждом музыки: « стук дождя» (барабаны), «шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник)
уроке
Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие
слушают.
7ч
Формирование навыка игры по карточкам с изображением ритмов: сильные (громкие) и слабые (тихие)
доли.
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу,
бег, марш под бубен, треугольник, барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой
сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны,
металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые
трещётки, рубель
Примерный музыкальный материал: Весёлые матрёшки музыка Ю. Слонова Каблучки русская народная
мелодия в обработке Е Адлера Пойду ль, выйду ль я? русская народная песня Музыкальный материал из
сборников И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки» (средняя и старшая группы)
На
Закрепление навыка построения в круг с соблюдением дистанции, формирование навыка построения в
каждом пары. Движения в кругу:Хоровод спокойным шагом. Быстрый шаг по кругу со сменой направления
уроке
Выставление ноги на пятку, на носок . Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
9ч
Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки. Ходьба по кругу парами.Кружение парами
3 класс
№
Раздел
Кол-во
содержание курса
п/п
1.
Хоровое пение
2.
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
3.
Игра
инструментах
детского
часов
(год)
На
каждом
уроке
10ч
На
каждом
уроке
8ч
Формирование вокально-хоровых навыков. Распевки в диапазоне квинты. Умение соблюдать певческую
установку, брать дыхание спокойно, без поднятия плеч. Формирование навыка одновременно начинать и
заканчивать пение, прислушиваясь к голосу учителя и инструмента. Формирование приёмов
голосоведения: плавно, отрывисто. Пропевание протяжно, подвижно, согласованно приветствие,
прощание, имена. Обучение учащихся пению с произнесением слов текста песни. Сопровождение пения
движением. Формирование навыка пения с инструментальным сопровождением. Формирование навыка
интонирования музыкальной фразы. Пение с увеличением и ослаблением силы голоса. Музыкальные игры
– имитации, сопровождаемые текстом. Инсценирование песен про животных, птиц. Примерный материал
для пения: Веселые
путешественники.
Из
одноименного
кинофильма.
Музыка М.
Старокадомского, слова С. Михалкова. Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, словаМ.
Пляцковского. Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова. Новогодний
хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Пойте вместе с нами. Музыка и словаА. Пряжникова.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок».
Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. Праздничный вальс. МузыкаА. Филиппенко, слова Т.
Волгиной
Слушание и узнавание динамических оттенков (весело – грустно). Слушание мелодий в разных темпах
(быстро – медленно). Слушание и узнавание разных жанров: марш, песня, пляска, марш. Различение и
воспроизведение серий звуков, различающихся по высоте, силе и длительности. Музыкальные игры,
направленные на ориентировку в пространстве с учётом динамики и темпа музыкального произведения
(тихо, громко, медленно, быстро). Развитие умений узнавать различные музыкальные жанры (марш,
песня, пляска, вальс). Знакомство со звучанием народных инструментов (гармошка, балалайка, дудка).
Знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра (скрипка). Формирование навыка
различения звуков при помощи их визуального изображения: цветные магниты располагаются на
нотоносце соответственно цвету клавиш на диатоническом металлофоне. Примерный материал для
слушания: Ф. Шуберт. Аве Мария.Дж. Бизе. Ария Тореадора из оперы «Кармен».Дж. Верди.
Триумфальный марш из оперы «Аида». В. Моцарт. Аллегро из «Маленькой ночной серенады»,П.
Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Бу-ра-ти-но из телефильма «Приключения
Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
К. Сен-Санс. Лебедь.Сюита «Карнавал животных»
на На
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки:
каждом « стук дождя» (барабаны), «шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник). Формирование
уроке
навыка игры в ансамбле. Закрепление навыка игры по карточкам с изображением ритмов: сильные
шумового
оркестра
4.
Музыкально
ритмические
движения
(громкие) и слабые (тихие) доли. Формирование навыка отстукивания ритма простейшей мелодии.
Формирование навыка игры простейшей мелодии на диатоническом металлофоне. Закрепление навыка
подыгрывания учителю на инструментах шумового оркестра. Номинация музыкальных инструментов с
использованием пиктограмм (барабан, гармошка и т.д.) при помощи вербальных и невербальных средств
общения. Примерный музыкальный материал: Музыкальный материал из сборников И. Каплуновой, И.
Новоскольцевой «Ладушки»(средняя и старшая группы). Ах вы, сени русская народная мелодия.
«Калинка» русская народная мелодия. «Долгая Арина» сборник Н. Украинцевой. «Полька» музыка И.
Штрауса. «Весёлая дудочка» музыка М. Красева. Пьесы из «детского альбома» П. Чайковского
– На
Закрепление навыка построения в круг с соблюдением дистанции, закрепление навыка построения,
каждом хождения и кружения в парах. Закрепление навыков умения определять силу звука, различать темп
уроке
мелодии. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с
лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища,
9ч
сгибая и не сгибая колени. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку. Выставление правой
и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Формирование навыка
хороводного шага, поскоков, подпрыгиваний , ходьбы на носках и на пятках. Примерный музыкальный
материал: «Дружные тройки. Полька» Музыка И. Штрауса. «Украинская пляска «Коло» украинская
народная мелодия. «Парная пляска» Чешская народная мелодия. Пляска мальчиков «Чеботуха». Русская
народная мелодия. Танец с хлопками. Карельская народная мелодия. Игра на развитие коммуникативных
навыков в кругу «Заинька» русская нар. Песня; «Передача платочка» музыка Т. Ломовой. «Танец с
султанчиками» музыка М. Гоголевой, слова Н. Зарецкой. Музыкальная игра
«Здравствуйте!» (датская нар. Мелодия «Семь прыжков»), «Слушай хлопки!». Танец «Русский
перепляс» р. Н. м.в обработке В. Хватова. Музыкально – ритмическое упражнение «Экоссез» музыка Ф.
Шуберта. Музыкально – ритмическое упражнение «Мельница» музыка Т. Ломовой
7ч
4 класс
№
п/п
Раздел
1.
Хоровое пение
Кол-во
часов
(год)
На
каждом
уроке
10ч
содержание курса
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на
новом материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Работа над кантиленой.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие,
средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
2.
Восприятие
музыки
(элементы
музыкальной
грамоты)
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произношения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте
– громко, пиано – тихо).
Примерный материал для пения: «Настоящий друг». Музыка Б Савельева, слова. М Пляцковского,
«Чему учат в школе». Музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского, «Наш край». Музыка Д.
Кабалевского, слова А. Пришельца, «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка». Музыка Е.Крылатова,
слова Ю Яковлева, «Будьте добры». Из м/ф «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова
А. Санина, «Розовый слон». Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского,
«Волшебный цветок». Из м/ф «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
«Пусть всегда будет солнце!» Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина, «Солнечная капель».Музыка
С. Соснина, слова И. Вахрушевой, Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.. Во кузнице. Русская
народная песня. Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
На
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание.
каждом Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
уроке
Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы
(вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
9ч
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная,
спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные
музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные
ложки, бас-балалайка и др. Игра на шумовых музыкальных инструментах.
Примерный материал для слушания: Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
Опера М. И. Глинки « Иван Сусанин»
( II – III действия)
Опера М. И. Глинки « Иван Сусанин» (IV действие)
К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение.
Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».
Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
Монте. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В.
Шаинского, слова Г. Остера
3.
Игра
инструментах
детского
шумового
оркестра
4.
Музыкально
ритмические
движения
на На
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки:
каждом « стук дождя» (барабаны), «шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник). Формирование
уроке
навыка игры в ансамбле. Закрепление навыка игры по карточкам с изображением ритмов: сильные
(громкие) и слабые (тихие) доли. Формирование навыка отстукивания ритма простейшей мелодии.
7ч
Формирование навыка игры простейшей мелодии на диатоническом металлофоне. Закрепление навыка
подыгрывания учителю на инструментах шумового оркестра. Номинация музыкальных инструментов с
использованием пиктограмм (барабан, гармошка и т.д.) при помощи вербальных и невербальных средств
общения.
Примерный музыкальный материал: Музыкальный материал из сборников И. Каплуновой, И.
Новоскольцевой «Ладушки»(средняя и старшая группы). Ах вы, сени русская народная мелодия.
«Калинка» русская народная мелодия. «Долгая Арина» сборник Н. Украинцевой. «Полька» музыка И.
Штрауса. «Весёлая дудочка» музыка М. Красева. Пьесы из «детского альбома» П. Чайковского
– На
Закрепление навыка построения в круг с соблюдением дистанции, закрепление навыка построения,
каждом хождения и кружения в парах. Закрепление навыков умения определять силу звука, различать темп
уроке
мелодии. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с
лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища,
8ч
сгибая и не сгибая колени. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку. Выставление правой
и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Формирование навыка
хороводного шага, поскоков, подпрыгиваний , ходьбы на носках и на пятках.
Примерный музыкальный материал: «Дружные тройки. Полька» Музыка И. Штрауса. «Украинская
пляска «Коло» украинская народная мелодия. «Парная пляска» Чешская народная мелодия. Пляска
мальчиков «Чеботуха». Русская народная мелодия. Танец с хлопками. Карельская народная мелодия. Игра
на развитие коммуникативных навыков в кругу «Заинька» русская нар. Песня; «Передача платочка»
музыка Т. Ломовой. «Танец с султанчиками» музыка М. Гоголевой, слова Н. Зарецкой. Музыкальная игра
«Здравствуйте!» (датская нар. Мелодия «Семь прыжков»), «Слушай хлопки!». Танец
«Русский перепляс» р. Н. м.в обработке В. Хватова. Музыкально – ритмическое упражнение «Экоссез»
музыка Ф. Шуберта. Музыкально – ритмическое упражнение «Мельница» музыка Т. Ломовой
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№
Тема (раздел)
1
1 дополнительный класс
2
3
4
Хоровое пение
Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально - ритмические движения
Количество часов на
изучение
18
16
14
18
66
Итого:
1
1 дополнительный класс
18
2
3
4
Хоровое пение
Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально - ритмические движения
16
14
18
66
Итого:
1
2
3
4
1 класс
18
Хоровое пение
Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально - ритмические движения
16
14
18
Итого: 66
1
2
3
4
2 класс
10
Хоровое пение
Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально - ритмические движения
8
7
9
Итого: 34
1
3 класс
10
2
3
4
Хоровое пение
Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально - ритмические движения
8
7
9
Итого: 34
1
2
3
4
4 класс
10
Хоровое пение
Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
Игра на инструментах детского шумового оркестра
Музыкально - ритмические движения
9
7
8
Итого: 34
Итого с 1-4 классы: 300